(Минков Марин Найденов; 29.10.1914, с. Орешак близ г. Троян, Болгария - 6.11.2012, София), патриарх Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1971-2012 гг. Начальное образование получил в родном селе, в 12 лет стал послушником в Троянском монастыре. В 1929-1935 гг. обучался в Софийской ДС. В 1936-1938 гг. певчий и делопроизводитель ц. Пресв. Богородицы в г. Русе. В 1938 г. поступил, в 1942 г. окончил Богословский фак-т Софийского ун-та. 13 дек. 1941 г. пострижен в монашество, 19 дек. рукоположен во диакона. С кон. 1942 г. в Духовной семинарии преподавал основное и пастырское богословие. 14 мая 1944 г. рукоположен во иерея. 12 июля 1947 г. возведен в сан архимандрита, назначен протосинкеллом Доростоло-Червенского митр. Михаила (Чавдарова). В 1950 г. назначен настоятелем подворья БПЦ в Москве. С 15 июля 1955 г. главный секретарь Синода БПЦ, в 1957-1960 гг.- председатель редколлегий журналов БПЦ «Церковный вестник» (Църковен вестник) и «Духовная культура» (Духовна култура). 30 дек. 1956 г. в кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом Браницкий. 30 окт. 1960 г. избран, 20 нояб. утвержден митрополитом Ловчанским. В 1968 г. добился разрешения на возвращение монахов в Рильский монастырь, ранее превращенный гос. властями в музей.
После смерти Болгарского патриарха Кирилла (Константинова; 7 марта 1971) М. был 13 марта избран наместником-председателем Синода БПЦ. 25 июня 1971 г. его кандидатура в числе 3 митрополитов была выдвинута на Патриарший престол. 4 июля 1971 г. на Патриаршем выборном Соборе 98 делегатов из 101 проголосовали за избрание М. патриархом Болгарским.
Патриаршество М. делится на 2 периода в соответствии с общественно-политической ситуацией в Болгарии. В годы правления коммунистов М. дистанцировался от отношений с властями, пытаясь сохранить автономию БПЦ, но в условиях ограничения публичной деятельности Церкви и духовенства он не мог противостоять атеистической пропаганде, практике замены «гражданскими ритуалами» христианских таинств и обрядов (крещения, брака, погребения) и т. п. Благодаря заступничеству М. избежала сноса ц. прп. Иоанна Рильского в г. Перник. Он не допустил вовлечения БПЦ в т. н. Возродительный процесс (кампания 1989 г. болг. властей по болгаризации местных турок, к-рым предписывалось сменить тур. имена на славянские или переехать в Турцию).
М. продолжал активную внешнюю политику своего предшественника и поддерживал близкие отношения с Московской Патриархией. БПЦ участвовала в экуменическом движении и была членом Всемирного Совета Церквей. Обмен церковными делегациями происходил и с Англиканской Церковью. БПЦ признала в 1970 г. автокефалию Православной Церкви в Америке, отношения с которой вскоре осложнил переход под ее юрисдикцию неск. болг. приходов, действовавших на территории США и Канады. Для сплочения болгарской эмиграции в 1978 г. М. посетил епархии БПЦ в Сев. Америке, в 1984 г.- болг. приходы в Венгрии, в 1986 г.- Западно- и Среднеевропейскую епархию.
Падение коммунизма и демократические реформы в Болгарии ознаменовали новый период служения М. В 1992 г. неск. иерархов БПЦ объявили, что избрание М. патриархом не было каноничным из-за вмешательства властей, и потребовали его отставки. Они обосновывали свое требование решением Политбюро Центрального комитета Болгарской компартии, принятым по предложению Комитета по вопросам БПЦ 8 марта 1971 г.: «В главы Болгарской Православной Церкви предложить и поддержать кандидатуру Ловчанского митрополита Максима». Это привело к возникновению в 90-х гг. XX в. раскола, к формированию «альтернативного Болгарского синода» и избранию «альтернативного Болгарского патриарха» (см. ст. Болгарская Православная Церковь). Вопреки частичной поддержке раскольников гос-вом и проведению широкой общественной кампании против М. большинство священнослужителей сохранили ему верность. Его канонический статус подтвердили Поместные Православные Церкви на состоявшемся в 1998 г. в Софии Всеправославном Соборе. Впосл. митрополиты из «альтернативного Болгарского синода» постепенно вернулись в БПЦ, а большинство приходов, находившихся под контролем раскольников, были возвращены Церкви в 2004 г. В янв. 2012 г. в рамках кампании по люстрации бывш. агентов Комитета гос. безопасности Народной республики Болгария Комиссия по проверке принадлежности болг. граждан к этому комитету сообщила, что документов, подтверждающих сотрудничество М. с органами гос. безопасности, обнаружено не было.
Хотя церковный раскол ослабил авторитет БПЦ в болг. обществе, в этот период строились новые храмы и восстанавливались старые, Софийская ДА стала фак-том Софийского ун-та, часть ранее национализированной собственности была возвращена Церкви. Раскол вызвал активизацию контактов БПЦ со Вселенской Патриархией. 9 апр. 1998 г. Синод принял решение о прекращении участия БПЦ в экуменическом движении и ее членства во Всемирном Совете Церквей: последнее решение было объяснено отсутствием прогресса в многостороннем богословском диалоге.
М. получил степени д-ра honoris causa Софийской ДА св. Климента Охридского, звания почетного члена МДА, Христианской богословской академии в Варшаве, награжден орденом Болгарии «Народная Республика Болгария» 1-й степени (1974), орденом «13 веков Болгарии» (1985), орденом «Стара планина» 1-й степени.
Похоронен в ц. Успения Пресв. Богородицы Троянского монастыря.